И СНОВА О ПИЛОТНОМ ПРОЕКТЕ «НЕПРЕРЫВНЫЙ МОНИТОРИНГ».
9 декабря 2020
«Основной целью пилотного проекта ставились:
- организация системы, позволяющей без взаимодействия с предприятиями водного транспорта проводить систематический мониторинг исполнения обязательных требований, как национального, так и международного законодательства, и, тем самым оценивать и влиять на уровень безопасности объектов водного транспорта и оказываемых услуг;
При этом, целью было также на основании анализа поступившей информации определить имеется ли возможность и целесообразность перехода на новый вид надзора –с отказом от проведения плановых проверок.
Принять участие в проекте может любая организация, которая осуществляет деятельность на морском и внутреннем водном транспорте.
Для целей мониторинга между Ространснадзором и участниками проекта заключается соглашение об информационном взаимодействии.
Надо сказать, что такое взаимодействие не будет односторонним. Заключив соглашение с Ространснадзором предприятие через личный кабинет получает информацию:
- о принятом в его отношении решении по результатам проверки декларации;
- о вступивших в силу изменениях законодательства в той или иной области;
- информацию о наиболее часто встречающихся нарушениях или проблемных вопросах;
- исчерпывающую информацию об аварийных случаях и результатах их расследований.
Кроме того, Ространснадзор оказывает полную консультативную помощь в пределах компетенции и полномочий;
Также Ространснадзором планируется по результатам оценки деятельности компании предоставлять ей право войти в реестр «добросовестных» участников транспортного комплекса, что, полагаем может благотворно отразиться на деятельности предприятия в плане имиджевого и, в будущем, финансового положения на рынке оказания транспортных услуг.
Здесь предложений много, как можно отметить деятельность тех компаний, которые инициативно и ответственно подходят к обеспечению безопасности своей деятельности. Ведь реестр будет открыт и для страховых компаний и для пользователей услуг – для граждан и партнеров.
Надо сказать, что параллельно с проектом проводилась аналитическая работа по выявлению проблемных вопросов, вопросов, которые тормозят ход пилотного проекта.
Так в ходе проведения опросов предпринимателей об их отношении к пилотному проекту, было установлено, что многие предприятия не стремятся заключать соглашения, так как это не является обязательным требованием законодательства Российской Федерации.
Как полагают представители организаций, участие в проекте возлагает дополнительную нагрузку на компании и их сотрудников.
Так, в соответствии с законодательно утвержденными категориями риска, подавляющему большинству подконтрольных субъектов были присвоены средние и низкие категории рисков. В этой связи плановые проверки таких субъектов надзора проводятся с периодичностью 1 раз в 5-10 лет. Это в полной мере устраивает организации. Тем более. что, список контрольных вопросов по чек-листу простой и выполнимый.
В этой связи компании не хотят лишний раз заявлять о себе и взаимодействовать на каком-либо уровне с органами контроля.
Мы понимаем, что такая ситуация складывалась не один год в силу, так называемой, «палочной» системы, которая сформировала модель поведения многих коммерческих предприятий.
С переходом на новую «партнерскую» модель взаимоотношений, полагаем, такие стереотипы станутся в прошлом.
Также процедура декларирования исполнения обязательных требований предполагает получение электронной подписи и регистрации в качестве юридического лица на сайте государственных услуг.
Данные доводы представителей организаций понятны и обоснованы. И в этой связи, периодичность направления деклараций может зависеть от присвоенной категории риска. Кроме того, полагаем необходимым предусмотреть более гибкий порядок декларирования, учитывая критерии добросовестности компании.
К такими критериями могут относиться:
- актуальность и своевременность направления в Ространснадзор декларации;
- отсутствие административных штрафов;
- отсутствие инцидентов и аварийных ситуаций, связанных эксплуатацией компанией объектов транспорта и транспортной инфраструктуры.
Необходимо указать, что сервис «Непрерывный мониторинг» является частью реализуемой в настоящее время в Федеральной службе системы дистанционного контроля, которая позволит:
- анализировать состояние безопасности объектов транспорта на основе актуальных данных о деятельности организаций и принадлежащих им объектах в реальном времени;
- оперативно реагировать на отклонения от установленных значений в работе комплекса, предупреждая наступление негативных последствий, а также, фактически, проверять без взаимодействия организацией представленные в рамках самодекларирования данные (Trust, but verify).
Сегодня одним из главных направлений развития транспортной отрасли, а соответственно и надзора на транспорте является переход на цифровую платформу.
Учитывая цифровизацию транспортных процессов, а также риск ориентированный подход к проведению проверок, общение контролирующего и большинства подконтрольных лиц должно, полагаем, проходить дистанционно через «личные кабинеты проверяемых лиц», что позволит:
- отказаться от проведения плановых проверок в отношении большинства предприятий водного транспорта;
- снизить административную нагрузку на бизнес, заменив выездные проверки дистанционным взаимодействием с поднадзорными субъектами;
- снизить финансовые и материальные затраты Ространснадзора, связанные с проведением выездных плановых проверок, а это неизменно снизит бюджетную нагрузку;
- наладить систему заблаговременного выявления признаков возможных нарушений обязательных требований, следствием которых могут стать аварийные ситуации на водном транспорте;
- создать систему принятия мер профилактического характера по предупреждению нарушений, что в конечном итоге, уверены, качественно отразится на состоянии защищенности, как объектов транспорта, так и оказываемых гражданам транспортных услуг.
На достижение вышеуказанных целей направлены и изменения законодательства о государственном и муниципальном контроле.
Соответствующие новеллы содержит Федеральный закон о государственном и муниципальном контроле № 248, в частности, статья 96 Федерального закона.
В этой связи, проведение мониторинга, как формы осуществления контроля, продекларирована в проектах изменений в отраслевые нормативные акты, а также проекте Положения о государственном контроле (надзоре) в области водного транспорта.
Кроме того, 30 ноября 2020 года Председателем Правительства Российской Федерации подписано Постановление № 1969 в первом пункте которого указано, что в 2021 году проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе, аудио или видео связи.
Таким образом, Непрерывный мониторинг – порядок и форма его проведения – в полной мере встроен в ту нормативную правовую модель, которая будет реализована в 2021 году в области государственного надзора.
Вместе с тем, по отзывам пользователей, сервис является уникальным информационным ресурсом, так как содержит исчерпывающий перечень обязательных требований по каждому направлению деятельности в сфере водного транспорта.
В заключение хотелось бы сказать, что, начиная в 2019 году пилотный проект, мы не предполагали, насколько он будет актуален в 2020. В современных условиях, связанных с угрозами распространения коронавирусной инфекции, интерактивный сервис является, по существу, самой безопасной, но при этом эффективной формой дистанционного взаимодействия Ространснадзора с представителями организаций транспортного комплекса в рамках осуществления государственного контроля».
Далее полное выступление начальника управления Госморречнадзора Забурденко Андрея Игоревича.